Статья вышла на сайте «Ведомости» 10.06.2014 Тем, кто готовится к своему первому рабочему дню, обычно советуют: «Держись уверенно», «Уверенность еще никогда никому не мешала». Давайте же разберемся, что имеется в виду под уверенностью в себе.
Это качество бывает двух разновидностей:
- умение держать себя на публике, уверенность в общении;
- уверенность в своих силах.
Первое — в чистом виде коммуникативный навык, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но это можно и нужно развивать. Умение ясно и четко подавать информацию действительно ценится. Не всегда такой навык находит практическое применение в первые же дни работы, но это довольно критично для карьерного роста. Кроме того, человек с грамотной речью всегда выглядит выигрышнее запинающегося и мямлящего, это известно многим еще со школьных времен: грош цена твоим знаниям, если ты не можешь ответить на вопрос учителя у доски.
А вот со второй природой уверенности в себе сложнее, в данном случае речь идет о куда более глубокой личностной особенности человека. Люди, которым присуща такая черта, зачастую испытывают проблемы с адекватной оценкой своих сил и знаний, и это играет против них.
Посудите сами: кто окажется в более выигрышной ситуации — тот, кто, не уточнив деталей, кинулся выполнять задание, или тот, кто для стопроцентной уверенности уточнил все несколько раз? Рано или поздно важность деталей сыграет роль, и сотрудник, проваливший задание, попадет в неприятную ситуацию. Слова, что доверие сложно заслужить, но очень легко потерять, банальны, но правдивы. Лучше заработать репутацию человека не слишком быстро, зато очень качественно выполняющего поручения, чем сначала удивить руководителя молниеносным согласием, а потом, уже неприятно, срывом сроков и невыполнением взятых на себя обязательств.
Кроме того, люди, слишком быстро соглашающиеся, уделяют мало внимания советам окружающих, в том числе касающимся стиля работы и поведения. Это дважды отрицательно сказывается на репутации, ведь, заметив, что никаких изменений не произошло, руководитель может сделать только два вывода: либо его просьбу проигнорировали, либо его вообще не слушали. Что же можно посоветовать в этом случае?
Если вы знаете, что склонны к излишней самоуверенности, уделите особое внимание правильному пониманию поставленной задачи: не кидайтесь выполнять задание, не дослушав его до конца, мысленно проговорите его про себя, а потом повторите своими словами для руководителя.
Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Иногда сотрудники начинают работать над задачей, а потом останавливаются, так как натыкаются на какой-то вопрос, который не могут решить самостоятельно, но не задают его руководителю, а просто бездействуют. Подумайте: как вы будете выполнять поручение, достаточно ли у вас вводной информации, хватает ли вам времени и ресурсов на его выполнение?
Выберите коллегу, которому, на ваш взгляд, можно доверять и который обладает значительным опытом, и спросите совета.
Постарайтесь всегда получать у руководителя обратную связь о проделанной работе, анализируйте услышанное. Это сыграет вам на руку вдвойне: во-первых, поможет избежать ошибок в будущем, а во-вторых, несмотря на то что практически все знают о важности обратной связи, очень мало кто ее реально просит, поэтому вы автоматически получите плюс к репутации.
И в любом случае развивайте свои коммуникативные и презентационные способности. При прочих равных такой сотрудник будет выигрышнее смотреться на любой позиции.