2 марта Светлана Симоненко выступила спикером на X Практическом HR Форуме «Мотивация — 2022. Человекоцентричность в эпоху цифровой трансформации».
Светлана рассказала о психологических исследованиях мотивации Detech Group 2019-2021 и от том, как глобальные потрясения изменили иерархию мотивов человека.
Среди HR специалистов довольно распространено мнение о том, что комфортные условия труда, благополучие (wellbeing) и материальное вознаграждение – основные составляющие мотивации сотрудника.
Однако, как отметила Светлана, мотивация – бессознательна. Ее нельзя выявить, лишь задав сотруднику прямой вопрос. Именно поэтому с 2019 года Detech проводит исследования, основанные на цифровых данных опросника Deep Drivers. В течение трех лет наши исследования показывают иерархию в критериях 15 мотиваторов.
Самым интересным оказывается тот факт, что главные мотиваторы, которые сподвигают сотрудников работать с энтузиазмом, работодателю ничего не стоят с точки зрения финансовых затрат. Они не меняются на глобальном уровне, не зависят от страны, в которой родились сотрудники.
Получение результата, профессионализм, осведомленность (понимание своей роли в организации), сопричастность и творчество являются крайне важными. И, несмотря на стереотипы о разнице поколений XYZ, существенных отличий в мотивации между ними мы тоже не наблюдаем. Есть нюансы: профессионализм – одинаково важен для людей всех возрастов, но для молодежи он работает в большей степени, как демотиватор. Так, отсутствие какого-либо обучения или тренингов может сказаться на эффективности работы.
Важно понимать, что мотивация также тесно сцеплена с личностными качествами человека. Сейчас все организации пытаются внедрить инновации. Инициативных сотрудников предпринимательского склада невозможно замотивировать деньгами или красивыми офисными картинками – предоставьте им свободу воплощать свои идеи, возможность учиться, и они сами заработают деньги.
Способны ли внешние стрессогенные факторы изменить мотивацию человека? Даже такой глобальный фактор, как пандемия, существенного не повлиял на мотивационную иерархию. Чуть важнее стали деньги, но главным все равно остались такие качества, как профессионализм и осведомленность, желание понимать, что «я» делаю, стабильность. А признание вошло в топ 10 – эмоциональная подпитка стала важной.
Задача развития бизнеса, тема просвещения и развития инноваций сегодня стоит особенно остро – что же это значит? Важно поддерживать тех людей, которые способны двигать вперед экономику нашей страны, чуть бережнее к ним относиться.